Ледоколы – это огромные корабли, без которых невозможна прокладка навигации и путей в замерзающих бассейнах. Также ледоколы выполняют спасательные операции, буксируя застрявшие во льдах суда и пробивая дорогу для других.
Чтобы пробиваться через лёд толщиной в несколько метров, судно должно быть невероятно мощным, а следовательно – иметь большие габариты: длина некоторых превышает 200 метров.
В этой подборке мы собрали 10 самых больших в мире ледоколов, и скажем заранее – многих из них делают в нашей стране.
10. Polarstern, 118 м
Первоначально введенный в эксплуатацию в 1982 году, Polarstern до сих пор остается одним из самых передовых и универсальных исследовательских кораблей в мире. В период с 1999 по 2001 год судно было полностью отремонтировано и теперь оснащено новейшим оборудованием и технологиями. Вот почему он обычно работает 317 дней в среднем каждый год.
Пройдя около 50 000 морских миль в год, Polarstern проводит научные исследования, а также пополняет запасы исследовательских станций, управляемых Институтом Альфреда Вегенера, таких как Станция Neumayer III, антарктическая база, которая укомплектована круглый год.
До 2019 года Polarstern проложил более 1,7 миллиона морских миль, что составляет примерно 3,2 миллиона километров.
9. Louis S. St-Laurent, 120 м
Тяжелый ледокол канадской береговой охраны класса “Залив” CCGS Louis S. St-Laurent получил своё звучное наименование в честь Луи Сен-Лорана, 12 премьер-министра страны.
Классифицируется он как «Ледокол для тяжелых заливов» и во всем флоте канадской береговой охраны он является не только самым большим ледоколом, но и самым большим кораблем в принципе. Эта «громадина» – безусловный король канадского ледокольного флота длиной 120 метров, балкой 32 метра и дедвейтом более 15 000 тонн.
Компания Canadian Vickers Ltd. заложила киль в 1967 году и завершила постройку судна в Монреале в 1969 году. Когда контракт, изначально на сумму 55 миллионов долларов США (примерно в 1967 году), был закончен, стоимость судна составила около 80 миллионов долларов. Ледокол был задуман и построен в 1960-х годах, а затем существенно реконструирован в 1990-х годах.
Он прошел обширную и дорогостоящую модернизацию в Halifax Shipyard Ltd. в Галифаксе, Новая Шотландия в 1988-1993 годах, в результате чего его корпус был удлинен, а также установлено новое силовое и навигационное оборудование. В течение пятилетнего периода, предшествовавшего модернизации в среднем возрасте, коэффициент использования судна в среднем составлял менее 30 процентов (рассчитывается на основе 365 дней в году).
Низкое использование было обусловлено его временем на техническое обслуживание и управленческими решениями по использованию судна для основных арктических миссий, а также в южных водах только в случаях срочности или недоступности других ледоколов Береговой охраны.
8. Polar Sea, 122 м
Polar Sea – это корабль береговой охраны Соединённых Штатов Америки и один из самых мощных в мире ледоколов с обычными, не атомными двигателями. Корабль был построен компанией Lockheed Shipbuilding and Construction в Сиэтле.
Ледокол предназначен для выполнения научных, ледокольных и всех миссий береговой охраны в обоих полярных регионах. Обладая усиленным корпусом и мощностью до 75 000 лошадиных сил, корабль может разбивать свыше 6 метров льда с постоянной скоростью 3 узла.
Polar Sea может нести два вертолета HH-65 CG для научной и логистической поддержки. Причал доступен примерно для 150 членов экипажа и до тридцати пяти ученых и техников. Ледокол оборудован в качестве научной платформы с пятью внутренними лабораториями и местом для дополнительных семи портативных лабораторий на палубе.
Компьютеры на борту имеют возможность обрабатывать спутниковые изображения в реальном времени, чтобы помочь в ледовой навигации, научном планировании и прогнозировании погоды.
7. Healy, 128 м
Катер береговой охраны Healy (WAGB – 20) является новейшим и наиболее технологически продвинутым полярным ледоколом в США. Он предназначен для проведения широкого спектра исследовательских работ, предоставляя более 1300 квадратных метров научного лабораторного пространства, многочисленные электронные сенсорные системы, океанографические лебедки и помещения для размещения до 50 ученых.
Healy разработан для того, чтобы ломать 2 метра льда непрерывно при трех узлах и может работать при температурах до -50 градусов. Научное сообщество внесло неоценимый вклад в планировку лаборатории и научные возможности при проектировании и постройке корабля. В то время, когда научный интерес к бассейну Северного Ледовитого океана усиливается, Healy существенно расширяет возможности США в области арктических исследований.
6. Россия, 150 м
Атомный ледокол «Россия» был гордостью советского флота в 80-90-х годах. Его спустили на воду 2 ноября 1983 года, а ещё через 2 года корабль полноценно ввели в эксплуатацию.
С максимальной скоростью почти 21 узел в час, ледокол до сих пор может конкурировать в быстроходности с более современными моделями.
5. Ямал, 150 м
«Ямал» является ядерным ледоколом, который был спланирован и начал строиться в советской эре России. Ледокол является самым молодым из пяти кораблей класса «Арктика», построенных в середине 1970-х годов.
Его киль был заложен в 1986 году в Санкт-Петербурге, к тому времени, когда он была запущен в октябре 1992 года, Советского Союза уже не стало.
4. Вайгач, 151,8 м
Атомные ледоколы малой тяги проекта 1050, в частности – «Вайгач», имеют водоизмещение 18 тысяч тонн и мощность 51 тысячу лошадиных сил. Корабли работают в арктических водах и в мелких устьях сибирских рек.
3. 50 лет Победы, 159,6 м
Атомный ледокол «50 лет Победы» построен на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге: он является шестым в серии атомных ледоколов второго поколения (тип «Арктика») и четвертым, построенным по модернизированному проекту 10521.
Этот корабль представляет собой модернизацию класса «Арктика», самого мощного класса ледоколов, которые когда-либо строили.
2. «Арктика» класса ЛК-60Я, 173 м
Атомный ледокол «Арктика» является частью проекта 22220 и был спущен на воду в прошлом году. В декабре начались испытания, а уже весной текущего 2020 года его планируют передать заказчику и в мае он начнёт полноценную работу.
Всего Балтийский кораблестроительный завод, расположенный в Санкт-Петербурге, строит для «Росатом» 3 ледокола: помимо «Арктики» в ближайшие 2 года закончат «Урал» и «Сибирь», хотя рассматривается вопрос о контрактах на ещё два судна.
1. Севморпуть, 260 м
Атомный ледокол (лихтеровоз, контейнеровоз) «Севморпуть» оснащён атомной установкой КЛТ-40, благодаря чему он является самым большим не военным кораблем, который имеет на борту ядерную энергоустановку.
Он не только очень длинный – 260 метров, но и очень высокий: высота борта составляет 18,3 метра. Максимальная скорость составляет 20,8 узлов в час, то есть он движется так же быстро, как и ледокол «Россия», который короче на целых 110 метров.
Восхитительно узнавать о наиболее больших ледоколах в мире! Они не только потрясающе красивы, но и выполняют важную функцию в обеспечении безопасности и уверенности в движении судов в Арктике и других замерзающих водах. Их уникальный дизайн и способность преодолевать самые трудные погодные условия делают их необходимыми инструментами в глобальной экономике и торговле. Невероятно любопытно узнавать о технических характеристиках каждого ледокола и их истории!